Заготовки на зиму по старинным рецептам. Часть 1-я
«Какое счастье, если ваше детство и юность прошли в глухой, Богом забытой деревне!» Кто-то воспримет это утверждение с пониманием, другие как иронию или скептически. Между прочим, Ж.Ж.Руссо в своем «Педагогическом романе», который до сих пор изучают в наших педагогических вузах, именно так и предлагал воспитывать молодежь, т.е. чтобы в возрасте где-то до 15 лет юноши и девушки жили в сельской местности, на природе. А почему, собственно, в Богом забытой деревне? Может быть, как раз – Богом данной мне деревне, где я рос и мужал, практически до 20 лет. Посмотрели бы вы на эту красоту, которой одарила ее величество Природа эти места; вот адрес: село Колычево, Саратовской области. Между прочим, знаменитый в российской истории великомученик, причисленный к лику святых, митрополит Филипп, задушенный в темнице одним из самых одиозных опричников Ивана Грозного, происходил из боярского рода Колычевых.
Психологи утверждают, что время, проведенное у бабушки с дедушкой, ребенком должно восприниматься как праздник, как подарок судьбы. А что говорить, если это время растянулось на целых два десятка лет? Можно назвать его счастливым временем, светлые воспоминания о котором сохранятся до конца жизни. Без таких воспоминаний детства и юности разве можно жить человеческой душе? С годами человек все чаще и чаще вспоминает свое прошлое. Вот и мне тоже все вспоминаются многие эпизоды моей деревенской жизни.
Разве можно забыть ощущения от длительного пребывания в лесу, причем в любое время года: и ранней весной, и морозной зимой, и поздней осенью. А бескрайние поля во время жатвы хлебов: ощущения от работы на комбайне, тракторе, да и просто в качестве грузчика со сверстниками при перевозке зерна на элеватор, лежа прямо на зерне в кузове автомобиля, мчащегося по пыльному «большаку». Не говоря уже об охоте и рыбалке. Наш знаменитый охотник и рыбак, писатель С.Т.Аксаков, если ему посчастливилось бы понаблюдать, позавидовал бы, наверное, светлой завистью. Хочу поделиться с читателями «Ботанички» своими детскими впечатлениями о том, как бабушка с дедушкой делали заготовки на зиму.
Война подходила к концу, шел 1944 год, но время было суровое, бедное, а порой и голодное. Крестьяне жили своим натуральным хозяйством, рассчитывать на чью-либо помощь не приходилось. Но то лето выдалось удачным. Дед выкачал из ульев мед, бабушка наварила варенья (оно варилось, как в стародавние времена, – в саду, в медном специальном тазу, на меду). Для зимы она насушила ягод: вишню, смородину, резаные яблоки, китайку (целиком) и чернослив. Для пирогов на зиму она засушила также тыкву (кусочками) и таким же образом – сахарную свеклу. Для засолки овощей, мочения ягод и плодов был выбран один из погожих сентябрьских дней. Погреб был уже для этих процедур подготовлен: очищен от остатков снега, который в жаркое лето прекрасно выполнял функции холодильника (летом в погребе хранили, в основном, молочные продукты и рыбу). В его сусек спущена картошка в расчете на семью и зимовавшую в хлеве скотину, а также кормовая свекла и другие овощи. А главное, в погреб спущены дубовые кадушки для солений: каждая примерно литров на 300. Кадушки предварительно на улице были наполнены водой, чтобы дерево разбухло, и они не подтекали. Около погреба все было подготовлено для работы: стояло на ножках специальное корыто, сделанное из свежих досок, ведра для сбора помидоров и огурцов, для воды, приносимой из колодца и другие принадлежности.
Почему внуку запомнился этот процесс? Да потому что ему приятно было видеть это священнодейство дедушки и бабушки. Они были так воодушевлены им, так дружны и любезны между собой, что не было никаких сомнений: им очень приятно заниматься этой работой. Кто знает, может быть, царившая в это время прекрасная аура, созданная добрыми взаимоотношениями участников этого процесса, также способствовала успешному предприятию квашения. Дальше следует технология: Дед рубит капусту, успевает чистить для внука оставшиеся не у дел кочерыжки. Внук их с удовольствием поедает и бежит в колодец за водой, которой будут мыть овощи, сорванные прямо с грядки, а также использовать воду для рассола. Около одного ведра рубленой капусты опускается в погреб и равномерно распределяется по дну первой кадушки. Предварительно дно кадушки было выложено листьями хрена, зонтиками укропа, мелко нарезанными кусочками чеснока и корней хрена, листьями дуба, вишни и черной смородины. Далее опускается в погреб ведро с огурцами и раскладывается на слой рубленой капусты. Потом снова следует слой капусты, затем – помидор. Слои помещаемых в кадушке овощей несколько раз перекладываются перечисленными ранее специями. И так до самого верха кадушки. К сожалению, у меня не осталось более подробных сведений о рецептуре такого «совместного» квашения овощей, видимо, семилетнему ребенку это было не интересно. Если кто-нибудь из читателей «Ботанички» знает о подобном способе, поделитесь, пожалуйста. Далее речь пойдет о старинных рецептах квашения, которые стали известны автору значительно позже.
Квашеные яблоки.
Сначала рассмотрим упрощенную технологию квашения яблок, для чего нам потребуются кислые и тугие сорта, лучше всего – антоновка. Если нет под рукой дубовой, липовой или кедровой кадушки, можно использовать пластмассовые бочонки или фляги, но только предназначенные для пищевых продуктов. Лучше все-таки в этом случае употребить 3-х или 5-ти литровые стеклянные банки. Предварительно на дно кадушки или другой емкости выкладываем листья хрена, мелко нарезанный чеснок, измельченные корни хрена, листья черной смородины и вишни. Далее укладываем рядами здоровые яблоки с чистой кожицей, несколько раз перемежая ряды яблок вышеперечисленными специями, которыми прикрываем яблоки и сверху. Рассол готовится из расчета 2 стакана сахара и полстакана соли на 10 литров воды. Рекомендуется добавить в рассол несколько столовых ложек ржаной муки. Наконец, накрываем нашу заготовку чистой тканью или марлей в несколько слоев и ставим яблоки под пресс. Залитые рассолом яблоки оставляют на неделю для брожения при комнатной температуре. Как только с поверхности спадет пена и перестанут выделяться пузырьки воздуха, емкости с яблоками нужно плотно закрыть и опустить в подвал. Подходящими температурами для хранения квашеных яблок считаются пределы не выше плюс 10 и не ниже минус 3 град. С. Спустя месяц яблоки будут готовы к употреблению.
Моченый терн.
Об этом рецепте я хочу рассказать, храня светлую память о моем дедушке. Заканчивая делать основные заготовки на целую зиму, он обязательно в конце замачивал небольшой бочонок терна, который с удовольствием употреблял за ужином в долгие студеные зимние вечера. Наверное, этот деликатес того стоил. Недаром считается, что моченый терн по своим вкусовым качествам стоит в одном ряду с заморскими оливками. Следует помнить, что все части этого растения целебны: кора обладает жаропонижающим свойством, корни и древесина – потогонным, цветы терна улучшают обмен веществ, в ягодах содержаться витамины, кальций, магний, яблочная кислота и дубильные вещества. Вкусны и настойки, повидло, сделанные из ягод терна.
Технология замачивания терна очень проста. Отбираются спелые и неповрежденные ягоды терна, промываются холодной водой, которые помещаются затем в стеклянную или эмалированную емкость. В кастрюлю наливается вода – 1 литр, насыпается соль – 1 столовая ложка, сахар – 2 столовых ложки и раствор доводится до кипения. После чего заливку следует охладить. Ягоды терна в количестве 3 кг заливаются приготовленным раствором. Емкость накрывается льняной тканью и деревянным кружком, на который устанавливается груз. После недельной выдержки при комнатной температуре, тару с замоченным терном можно отправить в подвал или в другое прохладное место.
P.S. Следует заметить, что мой дед вместо сахара использовал солодский корень, как и при мочении яблок, видимо, зная о его целебных свойствах. Он же – солодковый корень, сладкий корень, лакричный корень.
Информация предоставлена сайтом Botanichka.ru